Киево-Печерская Лавра,Одесса-Свято-Покровская Голосеевская Пустынь,Кулевча.

 

На живописных склонах Днепра раскинулся редкий по красоте, уникальный по художественной ценности ансамбль сооружений Киево-Печерской Лавры. Словно былинные богатыри в сверкающих золотом шлемах, величественно и торжественно стоят они на крутом берегу Славутича, молчаливые свидетели многовековой истории города, отмечающего свое 1500-летие. Чудесный ансамбль Лавры, увенчанный почти стометровой колокольней,— это неотъемлемая и значительная часть силуэта города, создававшегося талантом и трудом многих поколений.

На протяжении многих столетий, начиная с середины XI в., возводился ансамбль Лавры. Как свидетельствуют старинные памятники древнерусской письменности, именно тогда в пещерах возник монастырь, названный Печерским. Князья и бояре поддерживали монахов, дарили им золото, серебро, землю с подданными крестьянами, различные угодья. Благодаря их поддержке монастырь превращается в центр славянского христианства, в место паломничества.

В XI—XII вв. были построены: Успенский собор, церковь Иоанна Предтечи, Троицкая надвратная церковь, церковь Спаса на Берестове, Трапезная палата, а вся территория опоясана высокой каменной стеной толщиною около двух метров.

Таким образом, к ХШ в. был создан архитектурный ансамбль, определивший в общих чертах планировку застройки Печерского монастыря в будущем. В это время монастырь был известен и как крупный центр древнерусской культуры. Создателями лаврских сооружений были древнерусские мастера: кирпичники, каменщики, плотники, художники. Летописи сохранили имена двух художников — Алипия и Григория, принимавших участие в росписях Успенского собора.

В Печерском монастыре жили и работали видные древнерусские врачи Агапит, Дамиан, Армении, Петр Сирианин, летописцы Иаков, Никон, Иоанн и Нестор—автор знаменитой «Повести временных лет», писатели Симон и Поликарп, составившие «Киево-Печерский патерик», который явился важным источником для изучения истории Древней Руси.

Междоусобные княжеские войны в период феодальной раздробленности, нападения внешних врагов нередко сопровождались грабежами и разрушениями монастыря. Большой ущерб причинила ему в 1240 г. орда хана Батыя. Новому разрушению подвергся монастырь в 1482 г. во время набега на Киев крымского хана Менгли-Гирея.

В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография, вокруг которой группировались видные деятели культуры: ученые, историки, писатели-публицисты, граверы-художники. Среди них — выдающиеся общественные деятели Елисей Плетенецкий, Памво Берында, Захария Копыстенский, Иов Борецкий, Петр Могила, Афанасий Кальнофойский, Иннокентий Гизель и другие.

В этот период были сооружены Аннозачатиевская, Рождества Богородицы, Всехсвятская и Крестовоздвиженская церкви, оборонительные каменные стены с башнями, Трапезная палата, типография, хлебня, книжная лавка, настоятельские покои и несколько корпусов жилых помещений (келий). Сооружаются Большая колокольня и колокольни на Ближних и Дальних пещерах.

После пожара 1718 г. был перестроен Успенский собор, который приобрел вид двухъярусного семикупольного храма с богатыми барочными декоративными украшениями. В стиле барокко украшается и Троицкая надвратная церковь.

На строительстве лаврских сооружений работали украинские мастера Никифор Горох, Степан Палладиев (Муровщик), Степан Ковнир, Иван Григорович-Барский, Иосиф Рубашевский, инженер-строитель В. И. Новгородцев, архитектор А. Г. Яновский, художники Иоанн Максимович, Павел Попович, Влас Пашинский, Яким Глинский, Федор Павловский (Феоктист), Яков Галик (Алимпий), Стефан Лубенский и другие. Были привлечены также видные специалисты из Москвы — «каменного строения художник» Д. В. Аксамитов, архитектор Ф. В. Васильев, И.-Г. Шедель, И. Ф. Мичурин, «каменных дел подмастерий» И. И. Каландин, из Петербурга — инженеры Д. И. Дебоскет, С. Р. Челакаев, архитектор П. И. Неелов и другие. Из иностранцев здесь работали архитекторы Яган Битнер, Веньямин Фредериче.

Таким образом, к концу XVIII в. сформировался архитектурный ансамбль Лавры, сохранившийся без существенных изменений до наших дней.

Большой интерес вызывают лабиринты Ближних и Дальних пещер — своеобразных памятников истории и подземной архитектуры. Выкопаны они были в XI в. и вначале использовались под кельи и церкви. Вскоре религиозная жизнь монастыря переместилась в наземные храмы, а пещеры стали местом погребения. Длина Дальних пещер — 282 м, Ближних — 370 м. Залегают они на глубине от 5 до 15 м. Превращение пещер в место массового паломничества верующих побуждало духовенство монастыря периодически перестраивать их. Со временем здесь были сделаны просторные коридоры, отдельные боковые ответвления объединены в один главный круговой проход. Обновлялись древние подземные церкви, старые деревянные иконостасы заменялись новыми — медными с позолотой, представляющими собой ценные образцы художественного литья и чеканки работы киевских мастеров Федора Коробки, Григория Чижевского, Георгия и Захария Брезгуновых.

Большие разрушения были нанесены Киево-Печерской Лавре во время второй мировой войны, что потребовало масштабных реставрационных работ в послевоенное время.

Сейчас на территории заповедника, площадь которого составляет 28 гектаров, находится 122 памятника архитектуры XI—XVIII вв. Киево-Печерская лавра входит в перечень всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Территория Лавры разделена на две части - Верхнюю и Нижнюю. Верхняя Лавра - Национальный историко-культурный заповедник в подчинении Министерства культуры, в Нижней Лавре находится мужской монастырь.

 

В глубине старинного лесопарка, в прекрасном живописном районе Киева, который испокон веков считается матерью городов русских, расположился уникальный монастырь — Свято-Покровская Голосеевская пустынь, где ежегодно собираются сотни тысяч паломников со всего мира.

Достоверной версии о происхождении названия монастыря нет. Но в миру бытуют две основные версии. Так по первой, в начале XVIII века на «голой» земле был засеян парк, впоследствии получивший название Голосеево. А по второй, Голосеево получило название от слова «голосить», именно в это место приходили жены и оплакивать (голосить) своих мужей погибших во время нападения татаро-монгольской орды.

В начале XVII века парк пришелся по душе Петру Могиле, выкупив часть земли, он построил небольшой храм во имя Иоанна Сочавского и несколько небольших келий. Именно в этот момент сам того не подозревая Святитель Петр положил начало для будущего Свято-Покровского Голосеевского монастыря. В монастырь Петр передал крест-мощевик с мощами неизвестных святых и частицы мощей Иоанна Нового, которые из поколения в поколение передавались по наследству в семье Петра Могилы.

На территории Голосеевской пустыни был также построен скит Киево-Печерской Лавры в качестве летней резиденции Митрополита Киевского. Изначально скит назывался также как и церковь Иоанна Нового, но позже ее переименовали в Голосеевскую пустынь.

Голосеевская пустынь расцвела при правлении Митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), а впоследствии и при святители Филарете (Амфитеатрове). Именно тогда началась реконструкция святой обители и была возрождена жизнь в Голосеевской пустыни.

Голосеевская пустынь приютила многих. Так в течение 20 лет на ее территории жил Преподобный Алексий Голосеевский, которого можно назвать своеобразным ангелом-хранителем монастыря. Он имел дар прозорливости и смог предсказать смерть Царя Николая II.

С приходом большевиков в 1918 году, начались смутные времена, Свято-Покровская Голосеевская пустынь была разграблена, а сами строения переданы в ведение отдела коммунального хозяйства. Затем в 1926 году Свято-Покровский монастырь упразднили, а церкви на территории обители были закрыты.

В 1979году матушка Алипия предсказала, что Голосеевская пустынь возродится. Что и произошло в 1993 году. Именно в 93-м был возобновлен скит, а уже 2 июня 1993 г. на территории Голосеевского монастыря скитоначальником архимандритом Исаакием (Андроником) была проведена первая литургия в память Иоанна Сочавского.

В 1996 году Митрополит Киевский Блаженнейший Владимир благословил на строительство мужского монастыря Покрова Божией Матери на территории Голосеевской пустыни.

На сегодняшний день Голосеевская пустынь в большей степени возобновлена после большевицких погромов, в основном, благодаря общим усилиям верующих.

Свято-Николаевский храм

Но не историей своей прославилось село. В последние годы оно стало местом паломничества. Малоизвестное ранее село показывают по телевидению, сюда приезжают огромные автобусы со всех уголков бывшего Союза.
В местном болгарском храме, которому уже больше 135 лет, имеется информация, что село Кулевча расположено у подножия воображаемого креста. Здесь находится один из четырех поклонных крестов, установленных по благословению старцев. Всего их четыре в Украине – в Кулевче, Чернобыле, Старом Почаеве и под Харьковом.
Если соединить точки на карте страны, то получается огромный крест. И поселок – его подножие. Внутри церкви есть чудодейственные иконы. Наиболее известная – икона Казанской Божьей матери. Известна икона тем (Кулевчанское чудо), что вокруг нее растут живые лилии, а бутоны распускаются на праздник Троицы. Такое явление наблюдается лишь в Греции на острове Кефолон.
В селе утверждают, что некоторые явления на иконах имеют нерукотворный характер, а икона Спаса обладает чудодейственной и лечебной силой.
Паломничество и экскурсии в Кулевчу пользуются популярностью, людям всегда нужно во что-то верить и надеяться. Ведь зачастую спасает только вера и надежда на чудо.